« Хороша та сказка, где есть взрослые мысли»                                                                                                                             (философ Дарий)

 

Мы все родом из детства…

 

 

 

 

Кто-то родом из советского периода, где ещё свежи воспоминания газировки из автомата, мультиков «Ну, заяц, погоди» и любимого мороженного, сделанного по ГОСТу — эскимо на палочке. А кто-то из современного периода, где уже мобильный телефон воспринимался как норма, а компьютер с версией Windows чем то понятным и родным.
Но что нас всех роднит и делает ближе — так это сказка.
Сказка для ребёнка, как и нас в детстве, является чем то необычным, загадочным, завораживающим и удивительным рассказом, где можно быть и Прекрасным лебедем и Царевной-лягушкой и даже Василисой Прекрасной.
Через сказку можно смоделировать мир, получить массу эмоций и так же можно получить воспитание или даже корректировку в поведении. Сказка это первые уроки детей о морали и нравственности, о добре и зле, о подлых и самоотверженных поступках. Сказка может оградить от напасти или неверного решения.

 

С персонажами сказок мы  учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Иногда такие сказки напоминают народные или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными. Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.

 

Использования данного метода в жизни родителей (педагогов, психологов) и ребенка,  несомненно, принесет пользу:

 

                        Сказкотворчество – возможность заглянуть в потайные уголки души ребенка.

Ребенок расстроен, на ваши расспросы, кто его обидел, отвечать не хочет. Перевоплощаемся и начинаем разыгрывать сказку. Немного терпения, и кроха поведает новому другу свою печаль. А дальше дело вашего педагогического мастерства  помочь ребенку справиться с проблемой.

 

                                       Немного фантазии и страхи ребенка покинут навсегда

Практически все специалисты, работающие с детьми (и просто родители) сталкиваются с проблемой страхов у малышей. В 1,5-2 года страшилка приходит в образе пылесоса или посторонних звуков с улицы. В 3-5 лет это могут быть страхи уже живущие своей собственной жизнью в сознании ребенка. И с ними можно и нужно справляться с помощью сказкотерапии.

 

 

                                                                     Воспитываем сказкой

Ну, и конечно, никуда не деться от воспитания юной личности. Однако можно отойти от привычных моделей воспитания и попробовать воздействовать сказкой.

Таким образом, в ненавязчивой форме, у ребенка будет формироваться понятия о взаимоотношениях между людьми и о том, что хорошо и что плохо. Когда придет надобность напомнить ребенку, как правильно поступить в той или иной ситуации, на помощь сможет прийти герои рассказанных историй и воспитательный момент пройдет не навязчиво, легко и сказочным образом.

 

Сказка – это то, чего с наибольшим интересом ждёт каждый ребёнок. Захватывающие сказочные истории днём и перед сном становятся нормой для растущего малыша, так же как приём пищи и отдых.


Комментарии: